Конфликт: конструктивные способы выхода

В сегодняшней статье хотелось бы начать обсуждать тему межличностных конфликтов. Межличностный конфликт – это противоречие, возникающее между двумя людьми в процессе их взаимодействия, связанное со столкновением интересов и целей сторон. Стоит отметить, что бесконфликтные отношения невозможны.

Конфликты помогают развиваться, в том числе, и отношениям; происходит перестройка обеих сторон, что, конечно, всегда болезненно и трудно. Естественно, для того, чтобы отношения развивались и продолжались, конфликт должен быть конструктивным и приносить пользу.
Психологи выделяют несколько основных стратегий решения конфликта:

  1. Конкуренция (соперничество) заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения; целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях;
  2. Компромисс – обе стороны идут на уступки друг другу. Считается наиболее вероятной стратегией;
  3. Приспособление или уступка – вынужденный или добровольный отказ или сдача своих позиций. Мотивы могут самые разные, в том числе, и собственная неправота;
  4. Уход (избегание) является попыткой выхода из конфликтной ситуации при минимальных потерях. Обычно к такой стратегии приводит избегание еще более серьезного ущерба, чем уже полученного;
  5. Сотрудничество считается самой конструктивной стратегией. Оно включает в себя активное обсуждение и решение проблемы не как противниками, но как союзниками.

Как же себя вести, чтобы разрешить конфликт наиболее благополучным образом?

Во-первых, разграничивать проблему и самого человека и отношения с ним, не переходить «на личности». Старайтесь ставить себя на место оппонента. При конфликте существует устойчивое негативное отношение друг к другу, что нормально. Нужно попытаться снизить интенсивность этого негативного отношения. К тому же стоит сосредоточиться не на личности человека, а на интересах.

Во-вторых, стоит признать вместе с партнером, что взгляды разные и конфликт неизбежен. И поэтому стоит определить общую цель при разных взглядах и то, как она будет осуществляться.

Будьте открыты для доводов с другой стороны, слушайте внимательно и обдумывайте то, что говорит оппонент. Но и не стоит поддаваться давлению, исходите из принципов, из объективных и справедливых критериев.

Не стоит искать единого решения проблемы, рассматривайте разные варианты. Исходите из того, что выгодно вам обоим.

Чего не стоит делать:

  • — Игнорировать позицию партнера. Согласитесь, это очень неприятно.
  • — Соглашаться со всем, игнорируя свою позицию. Таким образом, можно спровоцировать продолжение конфликтной ситуации.
  • — Использовать пассивно-агрессивное поведение. То есть провоцировать партнера, подкалывать, при этом создавая иллюзию собственного равнодушия и спокойствия, вызывать его раздражение.
  • — Всячески дистанцироваться, а именно: не высказываться, но внутри себя «закипать», истерить (чтобы не разбираться в сложившейся ситуации), забалтывать, засмеивать.
  • — Использовать «Ты — высказывание»; лучше сказать не «Ты постоянно раздражаешь меня специально своим поведением», а «Я испытываю напряжение/раздражение, когда ты так поступаешь»; Замените претензию на так называемое «Я-высказывание», побольше говорите о своих чувствах и мыслях, а не о том, как и в чем виноват/плох партнер. Передавайте свое отношение к предмету без оценки.
 

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *