Почему люди умнеют с возрастом?

Красота и Здоровье

В институте, когда ваше сознание еще было юным и податливым, вы зачитывались трудами Фуко и Дерриды. А теперь не в состоянии выполнить простейшие задания после занятий на языковых курсах. Вы задаетесь вопросом: ну как же так получается, что вы, состоявшаяся сорокалетняя дама, оказываетесь глупее себя двадцатилетней, когда вы не умели даже выбрать себе нормального бойфренда? Это нечестно: вы, наконец, обрели статус и уважение, но при этом потеряли треть клеток мозга. Что общего у мозга и дерева Современные ученые развенчали заблуждение своих предшественников, что с возрастом мы теряем 30% клеток мозга. Развенчали они и другие устоявшиеся мифы, в частности о том, что, старея, мы меньше задействуем мыслительные функции, и о том, что после 30 лет развитие мозга начинает идти в обратном направлении. На самом деле, после 40 люди становятся гораздо способнее к обучению, хотя им и труднее запомнить столицы всех стран мира. Наш мозг можно сравнить с деревом: с каждой новой порцией знаний в нем растут новые веточки. Поначалу он напоминает пушистый куст, из каждой нервной клеточки тянутся тонкие волокна, готовые получать и усваивать новые и новые знания от других клеток мозга. С возрастом эти волокна начинают засыхать, если они не используются, совсем как ветки. И новые расти перестают тоже. Тем не менее, ученые считают, что только с возрастом человек становится по-настоящему умным и опытным. Люди и животные лучше справляются с ситуациями, с которыми они уже сталкивались. Именно к среднему возрасту мы набираем необходимый опыт, помогающий нам действовать рационально в большинстве случаев. Нам все чаще удается находить нестандартный выход из ситуации. Мы уже знаем, чем аргументировать свою точку зрения и смотрим на жизнь с позиции опытного эксперта. Вершина развития Согласно длительному психологическому исследованию, изучавшему изменения зрелого человеческого мозга, именно в среднем возрасте мы достигаем пика развития в индуктивном мышлении (это способность обобщать частное в общее), пространственной ориентации, словарном запасе и словесной памяти. На спад в этом возрасте начинают идти только две составляющие – скорость восприятия и математические способности. Получается, что вы соображаете медленнее, чем в школьном возрасте, но при этом вы гораздо умнее. Некоторые ученые считают, что в 40 и 50 лет мы отлично справляемся со сложными мыслительными задачами благодаря белому веществу мозга. Можно провести аналогию между мозгом и интернетом. Половина его – это компьютеры, – это серое вещество. Другая половина – белое вещество. Оно состоит из отростков нервных клеток – аксонов, которые являются своего рода проводами, по которым информация передается от нейронов, и миелина – что-то вроде изолирующего слоя вокруг этих отростков-проводов. Миелин – это такое белое жирное вещество, оно увеличивает скорость прохождения нервного импульса. (Кстати, информацию, которую мы получаем в течение всей жизни, мы никогда не забываем, просто она иногда теряется, как орешки среди диванных подушек, и чтобы найти ее, порой приходится прикладывать изрядные усилия). Вернемся к сравнению с интернетом. Миелин увеличивает трафик, то есть пропускную способность для передачи сигналов. С возрастом миелина становится больше, соответственно больше и шире становятся каналы для доступа информации. Таким образом, благодаря накопленным знаниям мы в 40 лет лучше усваиваем новую информацию, чем в 20. Эффективнее выстраиваем ассоциации, так как сразу видим, как новые знания вписываются в уже имеющийся у нас интеллектуальный багаж. Мудрость происходит от жизненного опыта, но это только часть умственного развития. Процессы умозаключения и торможения расположены в префронтальной коре, которая заканчивает свое формирование только в 45 лет, и в теменных долях головного мозга, которые окончательно формируются вообще в 50 лет. Так что в среднем возрасте мы обладаем не только большим запасом опыта, но и скоростным доступом к его хранилищам. Напоследок стоит отметить, что самоконтроль с возрастом однозначно становится лучше. Молодежь сначала делает глупости, а только потом думает. Они не способны к принятию мгновенных правильных решений. И поэтому они менее умные. И опыт, сын ошибок трудных… Старая пословица гласит: «На ошибках учатся», и что интересно, современная нейрохимия это подтверждает. Высокая скорость мышления не является залогом принятия правильных решений. Огромное количество научных работ подтвердили, что лучший метод обучения – метод проб и ошибок. На обезьянах проводили эксперимент – сначала они слышали звук колокольчика, а затем получали яблочный сок. В результате в их мозге вырабатывался допамин – химическая мотивация, награда и подкрепление нового опыта. Обезьяны привыкли, и когда звонил колокольчик, допамин вырабатывался еще до получения результата в виде сока. Когда сок перестали давать, нейроны прекратили подавать команду на выработку допамина. По терминологии бихевиоризма это назывется «ошибка прогноза». Мозг обезьян получил негативный опыт в ответ на эту ошибку, этакий электрофизиологический вариант ситуации «Упс!» Накопление негативного опыта заставляет нейроны умнеть и распознавать, а будет ли сегодня сок. Когда мы осознаем ошибку, мозг учится больше ее не повторять. А это и воспитывает умное и мудрое поведение. К счастью, исследователи говорят, что существуют способы помочь медленным, но страшно умным извилинам человека после 40 вспоминать, что же вчера интересного было в любимом сериале, без чрезмерных усилий.]]>

Оцените статью
ЧудоГород.ру