Раскреповка в архитектуре: что это?

Раскреповка – прием, при котором отрезок стены выдвигается вперед или назад со всеми частями сверху донизу. Используется для повышения композиционной выразительности здания. Этот архитектурный прием был характерен для архитектуры барокко, избегавшей плоских фасадов. Если вперед выдвигается целая часть здания, такой элемент именуется ризалитом.

Раскреповка (от крепить, укреплять; крепость) – в архитектуре – приемконструктивного, но чаще зрительного, усиления каких-либо элементов композиции. Например, вертикальные выступы стены – контрфорсы – являются раскреповкамиПилястры, лопатки, лизены, пилоны также могут играть роль раскреповок.

На колонны опирается раскрепованный антаблемент с лучковым фронтоном

В древнеримской архитектуре в связи с декоративным использованием ордерных элементов появился прием отступления колонны, поднятой на постамент от стены. В связи с этим возникала раскреповка – крепидула (лат. crepidulae – «башмачок»), ступенчатый излом подиума и антаблемента (архитрава, фриза и карниза). Чередование заглубленных и выступающих частей ордера обогащает пластику фасада, придает ему напряженную ритмику.

Раскреповка в качестве композиционного (художественного приема усиливает тектонику стены; вместе с колонной раскрепованные части ордера приобретают вид контрфорса (мощной поддерживающей конструкции).

В архитектуре Барокко раскрепованный антаблемент в сочетании с группированием колонн или пилястров в пучки является стилеобразующим приемом, он придает характерное «волнение стен», ощущение зрительного форсирования формы.

Рассмотрим, к примеру, так называемые раскрепованные фронтоны.

В эпоху зрелого римского искусства мы видели применение ордеров в виде стройной логической системы. Колонны ставились для того, чтобы на них лежала одна общая балка, т. е. архитрав или вообще антаблемент. Если колонны прислонены к стене (трехчетвертные колонны), то антаблемент в промежутке между колоннами свешивается со стены настолько, насколько выступает вперед верхняя часть колонны.

Понятно, что укладка архитрава на две смежные колонны сопряжена с некоторыми трудностями. Гораздо легче положить архитрав прямо на стену, без всякого свеса, т. е. вровень со стеной, но в таком случае колонна осталась бы без всякой нагрузки сверху.

Однако встречаются римские здания, в которых антаблемент уложен совершенно своеобразным способом, а именно непосредственно на стену, и только в тех местах, где стоят колонны, кусок антаблемента лежит на колонне, выдаваясь вперед и образуя два угла, два профиля – левый и правый. Эти профили называются раскреповками.

Таким образом, левое и правое очертания колонны не останавливаются, уперевшись в горизонтальную плоскость архитрава, а продолжаются выше, образуя два профиля, следующие очертанию архитрава, фриза и карниза. Осуществить такую форму, конечно, гораздо легче, чем перекинуть антаблемент с одной колонны на другую. Каждый выступ антаблемента над колонной при освещении солнцем отбрасывает тени, в тенях играют рефлексы, и в целом такая композиция принимает оживленный, живописный вид.

Именно в этом направлении – оживленности и живописности – стала развиваться поздняя римская архитектура – римское барокко.

Раскрепованный фронтон

Вообразим, что на двух колоннах, перекрытых таким раскрепованным антаблементом, устроен еще фронтон. Тогда та часть фронтона, которая приходится над колонной, осуществляется легко, а дальше, т. е. там, где антаблемент вдается вглубь, этот фронтон приходится тоже углублять настолько, чтобы плоскость тимпана совпала с плоскостью стены; значит и во фронтоне получится профиль, соответствующий раскреповке антаблемента. Так получается раскрепованный фронтон.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *