Дети среди взрослых

Детство — важнейший период формирования личности. Основы характера, заложенные в это время, в большей мере определяют, каким вырастет человек. Организация отношений детей со взрослыми, так сказать, установление взаимных прав и обязанностей на основе уважения, может быть, главное и сильнодействующее средство воспитания.

deti-sredi-vzroslyx

 

Надо ли говорить, что вечное «не путайся под ногами!» вызывает протест даже самых маленьких детей и, конечно, не ведет к взаимопониманию. Уже старшим дошкольникам надо дать возможность решать некоторые семейные вопросы вместе с родителями. Это главным образом относится к совместно выполняемым делам и проведению досуга.

Можно, конечно, возразить, что ребенок еще многого не знает и не умеет, но ответ будет вполне определенным: знания и умения в данном случае приобретаются именно в общем труде, в ходе совместного обсуждения жизненных проблем. При этом не нужно навязывать свои предложения, а дать ребенку возможность выбрать один из вариантов, приемлемый для обеих сторон.

Ребенок, наблюдая за взрослыми, подражает им во всем, так как он весь устремлен в будущее, в то время, «когда я буду большим». Поэтому семейные отношения и в будни и в праздники следует строить таким образом, чтобы они стали уроком, хорошим примером для сына или дочери.

И чем меньше дети, тем это важнее, потому что они еще неспособны критично воспринимать поведение взрослых.

Завтра будет маленький семейный праздник. Родители обсуждают, как рассадить гостей:
— Аннушка с другими детьми может сидеть за маленьким столиком.
— Но она хочет сидеть за большим, вместе со взрослыми.
— Нельзя же все делать только так, как она хочет.
Вмешивается Аннушка:
— Я не буду сидеть за маленьким столиком.
— Ну хорошо, хорошо.

Такой диалог не редкость в наших семьях. Похвальное стремление уважать мнение ребенка, и его желание быть среди взрослых в данной ситуации обернулось педагогической ошибкой.
Не надо было спорить и уступать в присутствии ребенка.

Ситуацию можно было использовать в воспитательных целях, воздействуя на чувство ответственности ребенка («Ты же будешь, как мамочка, хозяйкой за маленьким столом»).

Это весьма удачное решение, конечно, не означает, что ребенку нужно во что бы то ни стало запрещать сидеть с гостями за общим столом.

Нежелательны крайности: «Хорошо, хорошо, все будет так, как ты хочешь». » Что ты вообще можешь хотеть? Как старшие сказали, так и будет».

В первом случае мы поощряем детские капризы, во втором оскорбляем его и, сами того не желая, заставляем ребенка отвечать тем же, поэтому скоро придется услышать резкое: «Не ваше дело!»

Нелегко, но необходимо терпеливо, чутко и тактично воспитывать в ребенке чувство меры, без которого он не сумеет, например, определить, когда можно и когда нельзя вмешиваться в разговор взрослых. Однако для этого родители сами должны демонстрировать такое чувство меры в отношениях с другими членами семьи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *