Конфликты помогают развиваться, в том числе, и отношениям; происходит перестройка обеих сторон, что, конечно, всегда болезненно и трудно. Естественно, для того, чтобы отношения развивались и продолжались, конфликт должен быть конструктивным и приносить пользу. Психологи выделяют несколько основных стратегий решения конфликта:
- Конкуренция (соперничество) заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения; целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях;
- Компромисс – обе стороны идут на уступки друг другу. Считается наиболее вероятной стратегией;
- Приспособление или уступка – вынужденный или добровольный отказ или сдача своих позиций. Мотивы могут самые разные, в том числе, и собственная неправота;
- Уход (избегание) является попыткой выхода из конфликтной ситуации при минимальных потерях. Обычно к такой стратегии приводит избегание еще более серьезного ущерба, чем уже полученного;
- Сотрудничество считается самой конструктивной стратегией. Оно включает в себя активное обсуждение и решение проблемы не как противниками, но как союзниками.
- – Игнорировать позицию партнера. Согласитесь, это очень неприятно.
- – Соглашаться со всем, игнорируя свою позицию. Таким образом, можно спровоцировать продолжение конфликтной ситуации.
- – Использовать пассивно-агрессивное поведение. То есть провоцировать партнера, подкалывать, при этом создавая иллюзию собственного равнодушия и спокойствия, вызывать его раздражение.
- – Всячески дистанцироваться, а именно: не высказываться, но внутри себя «закипать», истерить (чтобы не разбираться в сложившейся ситуации), забалтывать, засмеивать.
- – Использовать «Ты — высказывание»; лучше сказать не «Ты постоянно раздражаешь меня специально своим поведением», а «Я испытываю напряжение/раздражение, когда ты так поступаешь»; Замените претензию на так называемое «Я-высказывание», побольше говорите о своих чувствах и мыслях, а не о том, как и в чем виноват/плох партнер. Передавайте свое отношение к предмету без оценки.