Что такое рубанок?

Рубанок является столярным ручным инструментом, которым можно обработать древесину (путем срезания слоев).  Приблизительно так толкуется  в справочнике это слово. При помощи струга (железный нож с двумя ручками) в старину, в начале снималась кора, после чего строгался и  пласть, а  для тонкой работы использовался топор.  Таким образом проводились подобные работы до тех пор, пока  Петр I из Голландии не привез чемодан, в котором находились столярные инструменты. Помимо всех диковинок в ней еще находился и рубанок.  Но, а если в историю уйти еще глубже, этим инструментом владел Гомеровский Одиссей.

Рубанок устроен  из деревянной колодки, кожи и крепежного клина, который до наших дней  дошел без сильных изменений. Для создания колодки, обычно использовались твердые  породы древесины  (из акации, березы, дуба, клена, бука).

Во многих странах  пытались произвести замену деревянной колодки  на металлическую, но дерево по дереву скользит лучше, нежели по металлу. Да к тому же  подобные рубанки тяжелы в работе.

Если подошва плоского рубанка в порядок приводится прифуговкой, то для профильного  потребуется столяр с высокой квалификацией.  Поэтому материал для изготовления колодок  выбирался тщательнейшим образом.

Леток рубанку нужен, чтобы фиксировать и расклинивать нож и для отвода стружек. Заточка ножа производится для мягкой породы под углом в 45°, а для твердой породы 60 °.

Даже несмотря на то, что конструкция у рубанка простая, у него нет так уж и много видов. Для получения ровной плоскости использовался рубанок полуфуганка и фуганка. Отличительной чертой у которых являлась длина.

К примеру, у фуганки базовая длина могла доходить до 1 метра. Чем длинше будет база, тем легче вам будет получить прямолинейность.

В истории есть еще один такой интересный факт, когда российскими мастеровыми изготовителями  рубанок, после копирования его Голландского вида, увеличили его в размере и добавили ручки. Этот инструмент получил название «медведка». Для работы с «медведкой» необходимо было два человека, один толкал от себя, а второй тянул на себя.

На черновую обработку применяли шерхебель. Благодаря полукруглой форме ножа рубанка, можно было строгать как под углом, так и поперек волокон. Следы, которые шерхебель оставлял на древесин имели форму желобков  для стока воды.

Для чистового строгания  использовался шлифтик.  Благодаря своему укороченному корпусу, и увеличенному переднему углу, он являлся незаменимым инструментом для свилеватых поверхностей с задирами, как во время торцевания, так и при чистой обработке.

Так же еще нужно вспомнить про цинбуль, который на мой взгляд забыт незаслуженно. Этот инструмент  предназначен  не для строгания, а для лохмачивания, путем поднятия ворса, т.е подготавливает поверхность к склеиванию.

Следующие инструменты, о которых мы поговорим  — фальцгебель изензубель. Ими можно получать четвери, а также проводить их обработку. .Благодаря ступенчатой подошве подбирается углубление, ширина и глубина, которые закладываются  в размер рубанка.

Зачистить паз вам может помочь зензубель, у которого двойной нож  с шириной до 30 мм. Отличительными чертами  фальцгебеля являются широкая колодка и его уневерсальность. Путем регулирования упоров  и линек, можно установить четвери любых размеров.

При помощи шпунтубеля можно получать как шпунты, так и пазы. Благодаря составному корпусу, который соединен при помощи винтов, этот инструмент  может выбирать пазы на любую глубину и ширину.

Горбачом можно обрабатывать криволинейные поверхности. Он был создан для конкретного радиуса кривизны, как выпуклого, так и вогнутого. Для торцевания круглых столов  использовались только горбачи.

Особой кастой  являются калевки и налевочники. Благодаря фигурному резцу ведется профильная обработка поверхности, тем самым воплотив в реальность замысел столяра.

До начала обработки поверхности  древесины, столяр должен внимательно осмотреть и изучить заготовку. Просто обратите внимание  на работы старых опытных мастеров и вы увидите, что красота сделанная их руками, с годами не только не тускнеет, а наоборот становиться еще лучше.

Только от работы, в которую вложили  душу, невозможно оторвать глаза. Только при ручной работе вы не травмируете волокна, а бережно срежете излишки.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *